X
Продажа квартир в исторических местах Подмосковья
Продажа недвижимости в Подмосковье
Продажа недвижимости в Подмосковье
 
 
Поиск
 
 
Очистить фильтр
25.05.2017
EUR/USD1.12
EUR/RUR62.92
USD/RUR56.27
Продажа земельных участков
Аренда земли
Добавить участок
Продажа квартир
Аренда квартир
Добавить квартиру
Продажа домов
Аренда коттеджей
Добавить дом
Видеорепортажи
Новостройки
Вторичный рынок
Коммерческая недвижимость
Загородная недвижимость
Недвижимость за рубежом
Ипотека
Аренда
Анализ рынка
Динамика цен
Добавить статью
Реклама на сайте
Объявления пользователя
Земельные участки
Городская недвижимость
Загородная недвижимость
Статьи
Регистрация
Изменить профиль
Импорт объявлений
Статистика показов
Вход
Строительство коттеджей
Реклама на сайте

Контакты
inxxxfo@xxxgeobasxxxes.ru
 Поиск
 Статья
 Мои статьи

Обзор рынка недвижимости

Загрузка...
(Загрузка...)
06.10.2014

Если архитекторы теряют заказы – значит, завтра будет кризис

Если архитекторы теряют заказы – значит, завтра будет кризис #1

Каждый первый понедельник октября, когда под патронажем ООН проходит Всемирный день жилища, архитекторы отмечают свой профессиональный праздник - Всемирный день архитектуры. Бывший главный архитектор Москвы, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, генеральный директор научно-исследовательского центра "Строительство" Александр Кузьмин рассказал РИА Новости о положении дел в российской архитектуре, трудностях, с которыми сталкиваются архитекторы нового поколения, и необходимости реформ в строительном законодательстве.

- Александр Викторович, 6 октября отмечается Всемирный день архитектуры. Скажите, каким вам представляется будущее архитектуры в России?

- Если честно, я всегда очень не любил этот вопрос - я же не гадалка. Для меня архитектура делится на два направления: создание уникальных объектов и создание городской среды.

Мы в России, как правило, умеем делать хорошие объекты - успеваем в срок, и все у нас получается замечательно, а сами объекты остаются в истории, отражая тот или иной ее период. Вспомним, например, эпоху застоя – объекты Олимпиады-80 для Москвы наиболее характерный пример.

Но меня лично всегда больше волнует и увлекает создание среды – начиная с квартиры, улицы, площади и заканчивая загородом. Вот здесь, я считаю, достижения у нас очень слабенькие.

Взять ту же Москву. Мы можем говорить какие угодно красивые слова, но, хотим или не хотим, а все равно возвращаемся к сериям жилых домов П-44, пускай покрашенным по-другому. Мы не смогли сбить масштаб – он остался в районе 17 этажей, и, мало того, мы с этим масштабом сейчас активно вышли за город. Слово и дело, увы, как-то не сходятся.

- Как вы считаете, приглашение к нам иностранных урбанистов вроде Яна Гейла или Вукана Вучика способствует улучшению городской среды?

- Я не употребляю слова "урбанист". У нас под ним понимается все, что угодно, вплоть до благоустроителя, который занимается велосипедными дорожками и хорошими тротуарами. Это очень важная работа, но никакого отношения к урбанизму не умеет.

Вот был случай. Ко мне подошел представитель крупной строительной компании и сказал: "Александр Викторович, познакомьте меня, пожалуйста, с какой-нибудь хорошей градостроительной командой, а то мне от урбанистов деваться некуда".

Что такое приглашение иностранца? Я сразу вспоминаю об Аристотеле Фьораванти. Приехал иностранец при Иване III, построил Успенский собор. Но он же не привез нам итальянскую архитектуру! Он в Дмитров съездил и в другие города. Посмотрел, как у нас соборы делают. И после этого создал шедевр, который с конца XV века стоит в Кремле. У нас много таких русских архитекторов с фамилиями Кваренги, Росси или Клейн.

Поэтому для меня в объемном проектировании не существует национальности. Это совершенно безразлично. Важно, чтобы это был мастер высокого класса.

К сожалению, ни один такой мастер за те годы, пока я был главным архитектором Москвы, ничего существенного в столице не построил. Был у нас здесь Норман Фостер, была Заха Хадид. Фрэнк Гэри начинал замечательный проект, но, к сожалению, ничего не получилось. Наши инвесторы, к сожалению, часто используют мировые имена как приманку для увеличения площадей или для получения того или иного участка.

Но если в архитектурных вопросах национальности не существует, то когда мы подходим к вопросам генпланов и крупных градостроительных работ, вполне можно опираться на чей-то опыт, но вести работу самому.

У нас же лучше пригласят итальянского дизайнера, который расскажет про градостроительство, потому что он кому-то делал интерьеры и квартиры. А наши эксперты, которых у нас целая академия, никому не нужны.

- И куда же нам надо двигаться? Какие города за рубежом вы бы назвали примером успешного градостроительного планирования?

- Идеальных городов нет. Двигаться надо всегда своим путем, опираясь на то, когда наш город был создан, какая у него история. Надо ценить лучшее, что у нас есть.

Например, Санкт-Петербург выдержан в едином стиле, где на общем, очень интересном фоне выделяются какие-то объекты. Похожая ситуация в Париже, который не менялся в своих границах: что барон Осман во второй половине XIX века спроектировал, то мы и называем Парижем.

У Москвы более сложная история. На ее облике сказался и “уезд-приезд” столицы, и сохранение участков планировки XVII века, и принятие Генплана 1935 года. Вот этот поиск, отсутствие главенствующих стилей, многостилие, мне кажется, и есть самое главное в Москве.

- Какое место российская архитектура сегодня занимает в мире? Есть у нас архитекторы с мировыми именами?

- Я давно уже стал сторонником цивилизационного развития мира и считаю, что существует несколько цивилизаций, в каждой из которых есть свои имена. Сейчас одна цивилизация захватила почти весь мир, и, понятно, имен ее представителей сегодня на слуху больше.

Мы постоянно хотим влезть в эти ряды, забывая, что вполне могли бы создать что-то свое. Все эти рейтинги иностранных журналов, я считаю, просто издевательство над нашим, национальным.

Например, есть архитектурная Притцкеровская премия. Если вы проанализируете ее результаты, то обнаружите, что, кроме нескольких японцев и одного китайца, она распределяется среди своих. Ну хорошо, влезет туда один наш человек. Что это изменит для нашей российской архитектуры?

- Может быть, повысит престиж профессии и привлечет больше молодежи в архитектурные институты?

- Они и так идут. Одно от другого не зависит.

- То есть профессия архитектора у нас сейчас востребована и высокооплачиваема?

- Надо понимать, что профессия архитектора не может быть вырвана из контекста экономики, в отличие от некоторых сугубо творческих профессий, где от отсутствия заказов совсем сопьешься или, наоборот, будешь хорошо зарабатывать, если ты модный.

Для меня архитектор – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверять, куда идет страна. Если архитектор "в шоколаде", то завтра у страны будет все хорошо. Если архитектор бедствует, то стране завтра будет плохо.

Следите за этим. Если архитекторы теряют заказы – значит, завтра будет кризис.

- И как сейчас дела обстоят?

- Сейчас у нас очень тяжелый период. Мы еще не отошли даже от кризиса 2008 года.

- Довольны вы нынешним архитектурным образованием в РФ?

- Нет.

У нас очень хорошее архитектурное образование, которое выращивает интересных творческих людей. Они хорошо рисуют и проектируют, но они не знают законодательства, они, как правило, никогда не были на практике. Они совершенно не подготовлены к тому, что их ждет за порогом института.

К тому же теперь архитектурные институты выпускают не специалистов, а бакалавров и магистров. У меня, например, в дипломе написано "профессия - архитектура". А у них написано – "бакалавр" или "аспирант". А где слово "архитектор"? Где слово "инженер"?

В Европе или Америке, например, ты при такой системе должен доказать, что ты не просто магистр, что тебе можно доверить построение чужой жизни. А вообще, на мой взгляд, профессия архитектора требует ученичества. Например, моя дочка на это наплевала, набила синяков, а потом вышла на путь нормальной мастерской. Но это было такое потерянное поколение после перестройки.

- Сильный был провал после перестройки?

- Сравните, сколько лет мне, а сколько сегодняшнему главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову – это человек из другого поколения. А знаете, почему такая большая разница между нами? Потому что середина провалилась.

Конечно, архитектурные институты выпускали в 90-е людей, но они занимались частным строительством, коттеджами, квартирами, оформлением интерьеров. А когда ты этому посвятил жизнь, то тебе назад дороги в большую архитектуру нет.

И так как я сейчас возглавляю НИЦ "Строительство", то могу сказать, что то же самое произошло с инженерами, представителями строительной науки.

- Мы начинаем восстанавливаться после провала?

- Да. Может, некоторым пенсионерам это не нравится, но я говорю, что Кузнецов и новая команда – это герои, которые сместили нас, “старперов”.

- Новое поколение училось у нас или за границей?

- У нас. Жизнь им поставила другие правила игры.

- То есть, чтобы стать хорошим архитектором, необязательно ездить за границу?

- Зависит от того, чем вы хотите заниматься. В любом случае, отучившись только за границей, вы сможете в России в лучшем случае оформлять мебельные магазины. Я всегда привожу один пример: если случится пожар, то тушить его будет наша пожарная команда по совсем другим правилам с помощью нашей техники.

Я не против заграничного образования, но в любом случае придется переучиваться, чтобы получать нормальные заказы.

Хотя, конечно, зарубежный диплом очень хорошо действует на заказчиков. У меня один друг в Киеве в свое время за компьютер в своей частной мастерской посадил негра. Я говорю: "Зачем тебе это?". Он говорит: "Мои заказчики-распальцовщики очень много смотрят иностранных детективов, а там, как правило, среди бандитов умный всегда негр, который разбирается в компьютерах. Действует потрясающе".

- Минстрой ранее говорил, что роль архитекторов в системе строительства сильно снижена по сравнению с советскими временами. Можно ли что-то предпринять в этой сфере?

- Дела здесь обстоят хуже в два раза, чем вы думаете. Во-первых, отменено такое понятие как "авторский надзор". То есть он формально существует, но никаких нет рычагов для его применения. Раньше это была платная услуга, которая входила в смету, и автор следил, что происходит на стройке.

Для исправления ситуации нужно менять законодательство. А то сейчас Градостроительный кодекс напоминает мне, скорее, Земельный. Там слова "земельно-имущественные отношения" встречаются чаще, чем слово "градостроительные". Архитектуры там вообще нет практически.

Кроме того, необходимо менять и закон об архитектурной деятельности. Ведь сегодня система саморегулирования в проектировании практически сожрала архитекторов.

- Вам не нравится СРО?

- Да, не нравится и никогда не нравилась. Архитектор пропал, потерялся в СРО, ведь нас всегда в 10 раз меньше, чем любых представителей других смежных профессий – конструкторов, энергетиков и так далее. Сейчас голос архитектора слышится только потому, что в системе саморегулирования участвуют такие люди как Михаил Посохин или Алексей Воронцов. Но я боюсь, что если эта система сохранится, то муравьи сожрут слонов.

- Какое-то время назад вы говорили о намерении создать технологическую платформу. Расскажите о ней поподробнее.

- Технологическая платформа "Строительство и архитектура" – это такое сообщество профессионалов.

Она создана и призвана формировать профессиональное мнение по отношению к тому, что происходит в отрасли. Уже сейчас можно выделить такое направление деятельности как пересмотр строительных нормативов и приведение их в порядок. Сегодня у нас, увы, в этой сфере полная каша. Была советская система, европейская система есть, нашей – современной российской еще не существует.

Другое направление, которое мы обсуждаем – это строительные материалы. Почему сейчас никому не выгодно применять современные строительные материалы? Потому что работает система, в которой самое главное при строительстве дома - это перерезание ленточки на вводе объекта. Нынешние нормативы рассчитаны на то, чтобы построить коробку, продать и убежать.

А я считаю, что нормативы для строительных материалов надо рассчитывать на срок жизни здания с учетом его утилизации. И, возможно, тогда будет выгодно применять тот материал, который не посыпется на голову людям через 10 лет после начала эксплуатации дома. Кстати, в этом случае и проблема ЖКХ будет не так остра.

- Это не сильно поднимет цену строительства?

- Да нет, не сильно. Я же не говорю, что надо применять какие-то нанотехнологии. Просто надо научиться с нормальными материалами работать, чтобы халтуры не было. Сейчас многих нормативов вообще нет. Вот, например, недавно сгорел дом в Красноярcке. С чего это так быстро пожар на 25 этажей поднялся? Может, это такого качества были вентилируемые фасады, на которые нормативов сейчас практически нет?

Беседовал Александр ЛЕКСАКОВ

Рубрика: НИЦ "Строительство", ООН, III, XIX, XVII, СРО, ЖКХ, ЛЕКСАКОВ

Москва теряет около 650 млн руб налогов за аренду квартир в месяц - эксперт Москва теряет около 650 млн руб налогов за аренду квартир в месяц - экспертКризис забрал у архитекторов 57% заказов и 35% зарплаты Кризис забрал у архитекторов 57% заказов и 35% зарплаты

Авторизация/Регистрация

E-mail:
Пароль:
 (Забыли пароль?...)
 
Войти
 

Реклама на сайте
© 2009 ООО «Паритет-Строй» - межрегиональная строительная компания: строительство и продажа недвижимости Москвы и Подмосковья. Продажа квартир, коттеджей и земельных участков в сотрудничестве с ведущими агентствами недвижимости. Приглашаем к сотрудничеству региональные агентства недвижимости и частных риэлторов.